Как научиться справляться с провокациями

научиться справляться с провокациямиКак научиться справляться с провокациями. Цель любой провокации, к которой можно отнести навязчивые советы, критику, обесценивание и так далее, — вывести вас из равновесия и заставить испытывать эмоции, которые приведут к импульсивным поступкам и словам, не выгодным для вас. А это, в свою очередь, может привести к постоянному стрессу.

Если вы начинаете оправдываться, спорить или отвечать на провокацию, это означает, что провокация удалась, и вы попались на её уловки. В таком случае всегда можно сказать, что вы виноваты, не уверены в себе, слишком импульсивны, а значит, вами можно манипулировать.

Как научиться справляться с провокациями

Что делать, если каждая ваша реакция используется против вас? Для вызова эмоциональной реакции и отключения критического мышления могут использоваться различные методы, например, вопросы, обвинения, попытка переложить ответственность, обесценивание, оскорбления, ложь, нарушение личных границ, угрозы, шантаж, вымогательство и другие приёмы.Как научиться справляться с провокациями

Если такой человек — ваш начальник, коллеги, родители или кто-то другой, с кем вы не можете прекратить общение, важно научиться сохранять спокойствие и защищать свои интересы. В таких ситуациях помогут три навыка, которые позволят вам выйти из провокационной коммуникации и сохранить свое достоинство.

Развивайте включенность в собеседника (интерес к собеседнику) — провокационное общение направлено на то, чтобы отключить ваше критическое мышление, отвлечь вас от разговора, переключив ваше внимание внутрь себя, на ваши страхи и боли. Включенность же, в свою очередь, подразумевает навык оставаться в беседе, наблюдая за реакциями собеседника, а не в своих размышлениях.

Развивайте способность к эмоциональной отстранённости, также известную как диссоциация. Это не противоречит предыдущему совету, а скорее дополняет его. Речь идёт о том, чтобы научиться смотреть на то, что говорит собеседник, как бы со стороны, не вовлекаясь эмоционально. Попробуйте взглянуть на ситуацию объективно и озвучьте общий посыл собеседника. Это поможет вам не ассоциировать себя с содержанием беседы.

Развивайте навык заканчивать разговор, оставляя собеседника с его мнением. Подчеркните, что вы уважаете его точку зрения, но его мнение всего лишь его. 

И всегда держите в голове поддерживающие мысли: «Со мной всё хорошо, у тебя своё мнение, у меня своё, и они могут отличаться».

Психолог Делюхин Д. В.